Honda. История скромного Соичиро.

В далеком 1946 году японским инженером, изобретателем и автогонщиком Соичиро Хонда (Soichiro Honda) была основана компания Honda. Компании уже 70 лет, но она успешно развивается благодаря дерзкому, изобретательному и нестандартному образу мышления и поведения Соичиро Хонда.

Основатель компании Honda родился в бедной семье, школу не закончил, а устроился помощником в авторемонтную мастерскую в Токио. Любовь к автомобилям и другим видам транспорта появилась у молодого Соичиро благодаря профессии отца. Кузнец, занимавшийся ремонтом велосипедов, привил сыну навыки решения технических проблем. Накопив немного денег, работая в Токио, Соичиро возвращается в родную провинцию Хамаматсу, чтобы открыть там ремонтную мастерскую. В этом же 1928 году он получает свой первый из множества своих следующих патентов – он заменил в колесе деревянные спицы на металлические. Все его изобретения говорят о способности находить очень простые решения для достаточно сложных проблем. Например, в 1937 году Соичиро Хонда изобрел поршневое кольцо, и его компания Tokai Seiki Heavy Industry начала заниматься их производством.

Во время войны в  1945 году и землетрясения компания Tokai Seiki Heavy Industry сильно пострадала и Сичиро продает ее компании Toyota за 450 тысяч йен.

Фантазия Сичиро Хонда была безграничной – однажды он приделал мотор к своему велосипеду – таким образом, Хонда изобрел мопед. Более десятка таких мопедов он собрал для своих друзей и решает производить такие транспортные средства массово. Для создания совершенного по характеристикам (на то время) мопеда Сичиро в 1946 году основал научное предприятие названием «Институт технических исследований Хонда» (Honda Technical Research Institute) и через год началось производство 2-тактного двигателя A-type объемом 50 куб. см. Наука сделала свое дело и в 1948 году Сичиро Хонда перерегистрировал институт  и назвал его в соответствии с тенденциями того времени Honda Motor Company. Компания приступила к разработке и массовому производству мотоциклов.  Первый мотоцикл, с романтическим названием Dream («мечта») был выпущен в 1949 году и оснащен двигателем объемом 98 куб.см.

В этом же году в истории компании Хонда появляется еще один человек-легенда – Такео Фуджисава. Он по праву считается вторым основателем компании. Если Сичиро Хонда занимался технологиями и разработками, то Фуджисава – продажами и корпоративным управлением. Это разделение обязанностей оказалось очень эффективным.

Компания начала приносить ощутимую прибыль и в 1950 году филиал открывается в Токио. Фуджисава покупает старую швейную фабрику и переделывает ее в завод для выпуска мотоциклов Dream Type D. Через год началось производство новой разработки, которая развивала скорость до 70 км/ч – Dream Type E.

Главный офис компании Honda переезжает в Токио. В 1952 году открывается новый завод Shirako в провинции Сейтама. Начинается выпуск нового двигателя Cub Type F объемом 50 куб. см и мощностью 1,2 л.с. Через год Honda Motor Company открывает два новых завода и профсоюз. Начинается производство Benly J-type. 
1954 год был знаменательным для Фуджисавы и Хонды – на токийскую биржу выходят акции Honda Motor Company и начинаются продажи скутеров Juno K-type, которые экспортируются в северную Америку. Благодаря постоянному технологичному развитию команда Honda принимает участие в международной мотогонке Sao Paulo в Бразилии и Isle of Man TT в Великобритании. Именно на Isle of Man Соичиро Хонда знакомится с представителями европейской автомобильной промышленности. В первой японской гонке Motorcycle Endurance Road Race команда Honda была абсолютным победителем в категориях 350 и 500 куб. см.

Эти победы вдохновляли конструкторов Honda на создание новых более совершенных моделей – Dream SB-type, Benly JB, Dream SA. Начиная с 1956 года, компания разработала свои особенные корпоративные принципы, которых Honda придерживается и сегодня. Руководство компании открыло сервисный отдел и появилась гарантия на выпускаемую продукцию, сроком на 1 год. На заводе в Shirako открывается центр разработок и исследований, а акции Honda на бирже Токио занимают топовые позиции.

В гонке Mt. Asama Race в классе 350 куб.см команда Honda заняла первое место. На самом деле побед команды Honda в гонках так много, что нет смысла  перечислять их.

В 1958 году вышла модель Super Cub, а в 1959 Honda стала одной из самых больших компаний мира по производству мотоциклов. Кроме этого, в 1959 году была учреждена компания American Honda Motor.

Центр исследований и разработок в 1960 году перерегистрируется в отдельную организацию - Honda R & D Co. Ltd.

Уже в следующем году объем продаж мотоциклов Honda достигает 100 тыс. позиций в месяц. Открывается представительство в Германии Honda Deutchland GmbH и начинается производство мотоциклов в Тайване.

Принципиальное значение для производителя имеет цена на производственное оборудование. Компания  Honda в 1962 году создала завод по выпуску собственного производственного оборудования. Этот завод впоследствии стал основой компании Honda Engineering Co. Ltd.

Вскоре Honda открывает представительство в Бельгии с целью сборки и продажи мотоциклов в Европе. Honda занимается строительством спортивного комплекса Suzuka Circuit и запускает огромную рекламную кампанию  под слоганом «Лучшие люди ездят на Хонде» ("You Meet the Nicest People on a Honda"). Эта кампания стоила 5 млн. долларов и способствовала популяризации мотоцикла и созданию нового имиджа.

После укрепления своих позиций на мировом моторынке, Honda делает начальные шаги на рынке автомобилей, представив в 1963 году свой первый автомобиль – небольшую спортивную модель авто S500.

Японское министерство международной торговли и промышленности постоянно заявляло о том, что Японии не нужен еще один автопроизводитель, но Соичиро Хонда в очередной раз проявил свой знаменитый бунтарский характер, проигнорировав заявления правительства, и кроме S500 на рынок выходит легкий грузовик T360.

1964 год тоже оказался знаменательным для компании Honda – она заявила о своих планах участия в гонках Formula 1, команда выступила в классе 1500 куб.см на гонках в Германии.

Начинается строительство сервисных заводов по всей Японии. Открывается представительство во Франции, а Honda  S500 побеждает на 600-километровых гонках в Нюрнбургринге.

Первая победа команды Honda в Формуле-1 в Мексике в классе 1500 куб. см была в 1965 году - Honda выиграла Гран-При. Honda  дебютирует самый мощный и компактный генератор в мире – Honda E 300.

В 1966 году выходит новая модель – достаточно компактный N 360, начинается продажа и экспорт модели S 800.

Команда Honda  установила мировой рекорд – 11 побед подряд в Формуле-2.

В 1967 году Honda одержала еще одну победу в итальянской Формуле-1 – в классе 3000 куб.см Гран-При. Юбилейным оказался 1968 год для Honda  – в США сошел с конвейера миллионный мотоцикл Honda. 

Гран-При Формула-1 Франция, Honda заняла второе место. По контракту  Honda начинает внедрение в мотоциклетный рынок Мексики и Испании. 1969 год - открытие представительств в Австралии и Канаде, в США начался выпуск мотоцикла Dream CB750 Four, а через год открылось два инновационных на то время исследовательских института: центр улучшения безопасности движения и центр действий против загрязнения окружающей среды. Кроме этого, была учреждена компания Honda Engineering Co. и начался экспорт автомобилей в Италию. 



В 1971 году Honda представила принципиально новый двигатель CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion). Это был первый двигатель,  который соответствовал Акту о чистом воздухе 1975 года. Honda также начала продажу легковушки Life с водяным охлаждением двигателя. Открывается представительство в Бразилии и начинается производство мотоциклов в Мексике.

Годом настоящего прорыва Honda считают 1972-й – год выпуска всемирно известной и популярной модели Civic. Именно Civic начал завоевывать признание как компактный недорогой качественный автомобиль.

В 1973 году президентом компании стал Кийоши Кавашима, а Соичиро Хонда формально ушел в отставку с поста президента компании вместе с  Такео Фуджисава, но даже после этого они стремились лично испытывать каждую новую модель. Начинается продажа Civic с двигателем CVCC. Согласно подписанному с Honda Motor контракту – технология CVCC передается Isuzu Motors, Ford Motor и Chrysler Corporation. В выставочном комплексе Suzuka Circuit проводится первый национальный фестиваль мотоциклов.

В 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис, автопроизводители сократили объемы производства, а Хонда  удвоил производство и снизил цены. Он оказался прав – продажи Honda выросли на 75 процентов.

В 1976 выходит новая модель – Accord, а общий выпуск Civic превзошел миллион экземпляров. Civic в 1975 году занял первое место в тестах на экономичность, которые проводили американское Агентство по защите окружающей среды и Федеральная администрация энергетики. В 1980 году Honda вошла в тройку крупнейших японских автопроизводителей. 

В производство постоянно запускались новые модели: Ballade, Vigor и City. В 1981 году количество единиц выпущенной силовой продукции достигло 5-миллионной отметки, а акции Honda начали котироваться на лондонской бирже.

В 1985 году были впервые показаны такие модели, как Life, Integra и Legend. В то же время развивалось и направление силовой продукции – общее количество ее единиц достигло 10 миллионов. Продолжалось и развитие международной сети. В 1986 году началась разработка системы 4WS (4-колесного управления), в Канаде началось производство модели Accord, Honda заняла три первых места в ралли Париж-Дакар. В 1987 году Honda стала самой быстрорастущей компанией в мире и объявила о разработке системы подушек безопасности (SRS). Был произведен 5-миллионный Civic. В 1988 году в Японию начали импортировать собранный в США мотоцикл Gold Wing Touring, а в составленном журналом Motor Trend рейтинге самых популярных машин три первые позиции заняли CRX, Civic и Prelude. Журнал Car and Driver назвал Accord одной из 10 самых популярных машин в США. Появилась модель Concerto. Десятилетие 1980-х завершилось примечательным событием – Соичиро Хонда стал первым азиатом, помещенным в Зал автомобильной славы в США. В это же время в США были представлены системы VTEC и TCS. 

 Девяностые начались с дебюта модели NSX, оснащенной последними техническими новинками. NSX сразу же начала продаваться в США. В то же время Honda продвигалась в направлении экологичных разработок – ее автомобиль на солнечных батареях под названием Dream занял второе место в гонке World Solar Challenge. Количество выпускаемых в месяц мотоциклов в 1990 году достигло 3 миллионов. В 1991 году создатель компании Соичиро Хонда умер, но компания продолжает свое развитие. В 1996 году выходят такие модели, как Logo и Stepwgn, презентуется система ATTS (автоматическая система распределения крутящего момента), а также анонсируется прототип человекоподобного робота. В дальнейшем Honda все больше и больше продвигается в области экологически чистого автомобилестроения – выпускаются автомобили, работающие на газе и электричестве, улучшаются характеристики двигателей, позволяющие снижать количество вредных веществ в выхлопных газах.

Так, например, в 1996 году выходит Honda EV PLUS – электромобиль, который уже в 1997 году начинает сдаваться в аренду, разрабатываются гибридные автомобили с системой IMA, выпускаются двигатели ZLEV с нулевым уровнем выбросов. В то же время совокупное производство мотоциклов в 1997 году достигает 100 миллионов.

1998 год – 50-летний юбилей компании; разрабатывается новая система газораспределения – Hyper VTEC, а также выпускаются модели S2000 и HR-V. Honda снова объявляет о планах участия в Формуле-1 и в 1999 году начинает участвовать в гонках с командой British American Racing. 

В 2000 году Honda представила публике робота Asimo. Цель его разработки – создание многофункционального помощника по дому в недалеком будущем.

В 2001 появилась новая модель компактного автомобиля – Fit.

Технологические новшества, которые компания постоянно разрабатывает и реализует, касаются навигационных систем, строительства экологически чистых заводов, исследования во многих сферах, участие в разных видах автоспорта.

Сейчас компания располагает 119 производственными предприятиями в 33 странах мира, что позволяет ей ежегодно выпускать свою продукцию миллионными партиями. Компания Honda обладает достаточным производственным потенциалом чтобы в дальнейшем сохранять свои позиции в мировом мото- и автомобилестроении.