Вязкость по SAE

 Что такое SAE? 

Одним из главных свойств моторного масла является его вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом). Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300. 

    

Эта классификация подразделяет моторные масла 12 классов от 0W до 60: 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 6 летних (10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости. 
    Буква W перед цифрой означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter - зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя. 
    Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй - определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С. 
    Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения. 
    Большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, т. е. удовлетворяют требованиям по вязкости как при низких, так и при высоких температурах.

Необходимо обратить внимание на то, что для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE существенно отличаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемой для пуска двигателя, от производительности масляного насоса, от гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструкционных, технологических и эксплуатационных факторов (техническое состояние автомобиля, качество бензина или дизтоплива, квалификации водителя и др.).  
    Редакция SAE J-300APR97 от 1 августа 2001 г. включает в себя 6 зимних и 5 летних классов моторных масел. 
    Зимние содержат в обозначении букву "W" (от англ. "Winter" - зима): 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. 
    Летние обозначаются - 20, 30, 40, 50, 60 (чем больше число, тем выше вязкость масла). 
   Как подобрать вязкость масла

При пробеге нового двигателя или менее чем 25 % от планового ресурса, применяются всесезонные масла классов 5W-30 или 10W-30.

При пробеге  25 - 75 %  ресурса двигателя  применяют масла: зимой -  5W-30 и 10W-30, летом -  10W-40, 15W-40, а мультисезонно -  5W-40.
Для моторов с разными конструкциями температурные диапазоны масла отличаются, поэтому, в первую очередь, стоит учитывать рекомендации производителя мотора и допуски.

Несколько видов масла с надписью, например 10W-40, имеют разную абсолютную вязкость при разных температурах – для этого и очень важными считаются допуски производителей автомобилей и классификации смазочной продукции. 

Считается, что масло с большой высокотемпературной вязкостью рекомендуют в основном для спортивных машин. Но если Ваш мотор по конструкции к спортивному двигателю никакого отношения не имеет, а Вы зальете спортивное масло – получите большой расход топлива, потерю мощности, повышенный расход смазочных материалов и резкое снижение ресурса двигателя. Для достижения максимального коэффициента полезного действия и минимального износа деталей в разных режимах эксплуатации производители автомобилей обозначают нормы и свойства, которым должно соответствовать масло для двигателя, в этих нормах и рекомендациях может и не указываться вязкость – главным считается именно допуск. Например: под один допуск подходят масла с разной вязкостью, это вполне возможно, Вы можете залить масло с вязкостью 10w-40 или 10w50 с допуском к Вашему автомобилю – вреда не будет. Основная функция масла – минимизировать силу трения деталей мотора и не допустить сухого трения. Стоит более детально изучить повышенную и пониженную вязкость и ее поведение в процессе работы двигателя. Когда вязкость масла выше, чем норма при обычных стандартных оборотах температура двигателя немного вырастет, компенсируется системой охлаждения и вязкость упадет до требуемой нормы, но мотор будет работать с большей нагрузкой, что может снизить моторесурс, более того – само моторное масло быстрее окислится и его придется менять очень часто.

Энергосберегающее масло. За или против?

Почти все производители масел начали выпуск энергосберегающих масел с низкой высокотемпературной вязкостью. При высоких оборотах и нагреве масляная пленка становится очень тонкой, поэтому эффективность смазочного материала резко снижается, и испарения масла увеличиваются, при этом интенсивно образовываются отложения и шлам. Последствием может быть заклинивание двигателя. Можно сделать вывод – завышать вязкость по сравнению с требованиями производителей гораздо безопаснее, чем занижать. Внимательно изучайте эксплуатационную инструкцию или сервисную книжку, именно там указаны допуски масел для безопасности и стабильной работы Вашего автотранспортного средства.

    Ориентировочные диапазоны температур окружающего воздуха, при которых обеспечивается холодный пуск и надежное смазывание двигателя моторными маслами некоторых классов вязкости по SAE. Для разных моделей двигателей температурные диапазоны могут несколько отличаться. Интернет-магазин Garage.co.ua предлагает моторное масло с любым видом вязкости. Наши консультанты помогут правильно подобрать вязкость моторного масла, проверить соответствие всем классификациям и допускам – чтобы двигатель Вашего автомобиля стабильно работал максимально длительное время.